Варшавка 45 - Автосервис - Москва ЮАО Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Покраска и полировка автомобилей. Кузовной ремонт автомобилей. Устанавка и ремонт газового оборудования. Шиномонтаж, ремонт дисков. Установка и тонировка автостекла. Перетяжка и ремонт салона авто. Отечественные и иностранные авто АВТOМОБИЛЬНЫЙ КЛУБ «Варшавка 45»
ЮАО Москва, Варшавское шоссе дом 45
Метро «Нагатинская» СХЕМА ПРОЕЗДА
(499)611-74-83, (499)611-62-83

Раздел IV
РЕМОНТ И ПРОФИЛАКТИКА АВТОМОБИЛЯ

  1. О ремонте иномарок

  2. Двигатель

  3. Трансмиссия

  4. Передняя подвеска, колеса

  5. Задняя подвеска

  6. Рулевоеуправление

  7. Тормозная система

  8. Электрооборудование

  9. Ремонт кузова

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ
Особенности устройства

Выбор АКБ

Если вы решили купить аккумулятор, тут же встает вопрос: где и какой? Лучше всего пойти в солидную фирму, где вам быстро подберут то, что нужно. Наши рекомендации помогут вам не попасть впросак.

Вторая —емкость, измеряемая в ампер/часах (A/h), означает, грубо говоря, количество электроэнергии, хранящееся в аккумуляторе. От емкости зависит, сколько нужно сделать попыток, чтобы запустить двигатель. Цена аккумулятора практически прямо пропорциональна его емкости. Третья характеристика — пусковой ток, который измеряется в амперах (А), т.е. ток, подаваемый на стартер во время пуска. На аккумуляторах он может быть указан по четырем разным системам: ГОСТ (на отечественных), EN (стандарт единой Европы), SAE (американский стандарт) и DIN. Пусковой ток является одной из важных характеристик аккумулятора наряду с напряжением и емкостью. Он показывает, какой величины ток может дать батарея при запуске двигателя. Сила пускового тока зависит от площади поверхности активного материала (пластины), которая реагирует с серной кислотой, содержащейся в электролите. Сила пускового тока измеряется при быстром разряде АКБ при температуре 18° С.

1) немецкий DIN (Deutsche Industrie Norm); во время испытаний аккумулятор разряжают при 18 °С в течение 30 с до напряжения не ниже 9,0 В;

2) международный IEC (International Electrotechnical Commission) обычно используется в Европе; аккумулятор разряжают при 18 °С в течение 60 с до напряжения не ниже 8,4 В;

3) американский стандарт SAE; аккумулятор разряжают при 18 °С в течение 30 с до напряжения не ниже 7,2В;

4) европейский стандарт EN (Europa Norm); аккумулятор разряжают при температуре 18 °С в течение 10 с до напряжения не ниже 7,5В.

DIN = IECx 0,85,

DIN = (SAE-40)x 0,75,

DIN = ENxO,51.

Первое: на аккумуляторе обязательно должны быть указаны страна-изготовитель и выпускающий завод, лучше с адресом.

Второе: должна быть указана дата изготовления, что очень важно, если аккумулятор залитый. К каждой батарее должен быть приложен технический паспорт, а наличие инструкции необязательно. Это связано с тем, что на Западе аккумуляторы почти не продают в розницу, их устанавливают специалисты на станциях автосервиса.

Третье: качественный аккумулятор немыслим без качественного корпуса, хороших пробок и гладких выводных клемм, нередко смазанных технической защитной смазкой от окисления и накрытых сверху цветными пластмассовыми колпачками.

• Ниже приведена таблица типичных нагрузок на аккумулятор пассажирского автотранспорта (в амперах) Стоп-сигналы 8 Зажигание 6 Радио 0,5 Стеклоочистители 7,5 Фары: Ближний свет 9 Дальний свет 13 Габариты 7 Внутреннее освещение 2 Вентилятор: Отопитель без кондиционера 6 Отопитель с кондиционером 16 Кондиционер летом 24 Основная нагрузка с кондиционером: лето 50 зима 45 Запуск: летом (бензин) 150—250 летом (дизель) 450—550 зимой (бензин) 250—350 зимой (дизель) 700—800

Основы эксплуатации АКБ

Приведение сухозаряженной батареи в рабочее состояние

• Заряжать батарею после заливки электролита нужно обязательно в следующих случаях:

если батарея не использовалась в течение 24 ч после заливки;

первоначальная эксплуатация батареи будет проходить в тяжелых условиях (частые пуски двигателя, холодная погода и т.п.);

новая батарея хранилась более 12 месяцев с даты выпуска.

• Если батарея будет эксплуатироваться при температуре ниже 0° С, то после заливки электролита ее рекомендуется подзарядить током 15 А в течение 15 минут.

Приготовление электролита

сосуд, стойкий к действию серной кислоты, емкостью 4—5л;

ареометр с заборной трубкой;

термометр с диапазоном от 0 до 50°С;

резиновые груши (большая и малая) с кислотостойкими наконечниками;

мензурки на 1 л и на 0,1 —0,2 л с мелкими делениями;

стеклянную или эбонитовую палочку для размешивания раствора;

стеклянную воронку.

• Компонентами электролита являются кислота серная аккумуляторная (ГОСТ 667—73) и дистиллированная вода, специально предназначенная для аккумуляторов.

Правила пользования

Заряд аккумуляторных батарей

Необходимы: зарядное устройство с амперметром и вольтметр.

Почему нельзя длительно перезаряжать аккумуляторную батарею?

Корректировка плотности электролита

в конце подзарядки замерьте температуру и плотность электролита: уровень электролита должен быть нормальным, не превышать верхний край сепараторов или предохранительного щитка на 10—15мм;

полученную плотность пересчитайте к 25°С;

если плотность оказалась выше требуемой, то предварительно отобрав из аккумулятора электролит, необходимо долить дистиллированную воду: если ниже требуемой, то долить раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/см3.

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи на автомобиле
Контроль батареи

При несоблюдении этого правила могут выйти из строя: выпрямительные и регулирующие блоки электрооборудования, блок управления впрыском и др. электронное оборудование. Помните, что при отсоединении батареи обесточивается бортовая ЭВМ, если она есть (возможно стирание части памяти) и могут возникнуть проблемы с использованием закодированного оборудования, например, радиоприемника.

очистите поверхность батареи от пыли и грязи и протрите ее чистой ветошью;

осмотрите выводы и наконечники. При обнаружении следов коррозии зачистите и смажьте их твердой смазкой, например, техническим вазелином;

проверьте надежность контактов наконечников;

проверьте вентиляционные отверстия и при необходимости прочистите их.

Проверка уровня электролита

Проверка степени разряженности батареи

если уровень его не соответствует норме;

когда электролит слишком горячий или холодный. Оптимальная температура электролита при измерении плотности 15—25 °С;

сразу после доливки дистиллированной воды.

Следует выждать, пока электролит перемешается. Если батарея разряжена, то для этого может потребоваться даже несколько часов;

после нескольких включений стартера. Следует выждать, пока установится равномерная плотность электролита в элементах батареи:

при «кипящем» электролите. Следует выждать, пока пузырьки в электролите, набранном в пипетку ареометра, поднимутся на поверхность.

Срок службы аккумуляторной батареи

На долговечность АКБ первостепенное значение оказывают: конструкция, технология и качество изготовления аккумуляторов; условия и интенсивность эксплуатации; качество технического обслуживания.

Окончанием срока службы АКБ считается снижение емкости до 35—40% от номинальной или уменьшение продолжительности стартерного разряда при 25°С до 1,5 мин. Признаками выработки ресурса АКБ или возникновения серьезных дефектов являются следующие: ускоренный полный саморазряд АКБ за 17 суток, разброс плотности электролита после зарядки по отдельным аккумуляторам более 0,02—0,03 г/см без каких-либо видимых причин, падение свободного напряжения на клеммах АКБ и быстрое нарастание плотности электролита при зарядке.

Хранение аккумуляторной батареи

1. Снять батарею с автомобиля.

2. Полностью зарядить АКБ.

3. Тщательно протереть поверхность АКБ раствором соды (особенно крышку), затем вытереть насухо.

4. Хранить батарею в сухом месте (деревянный ящик, шкаф), исключающем «выпадение росы», вне утепленного помещения (чем ниже температура, тем медленнее вдет саморазряд).

5. Контролировать АКБ при хранении:

раз в 20—30 дней измерять плотность;

если батарея проработала три года и более, проверять плотность чаще с периодичностью, соответствующей падению плотности на 0,03—0,05 г/см;

при падении плотности более 0,03 г/см производить подзарядку.

6. В случае разрядки батареи и замерзания электролита внимательно осмотреть корпус. Если трещины и разрывы отсутствуют, перенести АКБ в помещение с температурой не более 10° С.

После оттаивания поставить АКБ на зарядку. Исследуйте ее электрические параметры и сделайте вывод о целесообразности дальнейшей эксплуатации АКБ.

проверить плотность электролита;

зарядить АКБ, если плотность снизилась на 0,02 г/см и более:

если плотность в норме, то перед установкой на автомобиль после длительного хранения АКБ дать кратковременную подзарядку, 20—30 мин, током, значение которого составляет число в Амперах, равное 0,1 числа, выражающего емкость АКБ в А • ч.

Рекомендации по продлению ресурса АКБ

1. Выполняйте регулярно техническое обслуживание АКБ.

2. Не допускайте перезарядки АКБ на автомобиле (напряжение в сети не более 14.6 В).

3. Не допускайте недозаряда АКБ на автомобиле. Следите за натяжением ремня генератора, не перегружайте бортовую сеть дополнительными потребителями электроэнергии.

4. Старайтесь не использовать ускоренные методы зарядки.

5. Не допускайте попадания в электролит грязи, бензина, масла и т.п.

6. Помните, что при прочих равных условиях ресурс АКБ определяется количеством циклов «разряд—заряд» и глубиной разрядки.

7. Поддерживайте в хорошем состоянии системы двигателя, определяющие легкость пуска («заводится с полуоборота»).

8. После двух подряд сравнительно длительных попыток завести двигатель (более 8—9 сек) дайте АКБ «отдохнуть» 20—30 с.

9. Заводите двигатель с выключенным (выжатым) сцеплением.

10. При температуре ниже 10° С перед включением стартера предварительно прогрейте АКБ путем включения фар на 15—20 с. Зимой используйте в двигателе соответствующие моторные масла.

ГЕНЕРАТОР
Правила проверки и эксплуатации генератора

• При эксплуатации, обслуживании и ремонте генератора следует соблюдать нижеприведенные правила, нарушение которых может привести к повреждению регулятора напряжения или диодов (вентилей) выпрямителя:

вывод «минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с корпусом, а «плюс» — подключаться к полюсу генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через диоды выпрямительного блока (вентили) генератора и отказ их в работе;

не допускается работа генератора с отсоединенной от зажима аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на полюсе генератора, которые могут повредить регулятор напряжения и электронные устройства в бортовой сети автомобиля;

запрещается проверка работоспособности генератора «на искру» даже кратковременным соединением полюса генератора с корпусом. При этом через диоды протекает значительный ток и они пробиваются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра;

диоды генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегомметром, так как он имеет слишком высокое для вентилей напряжение и они при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание);

проверять сопротивление изоляции обмотки статора генератора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от диодов выводами фазных обмоток;

запрещается проверка электропроводки автомобиля мегомметром или лампой, питаемой напряжением более 12 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора;

при электросварке узлов и деталей кузова автомобиля следует отсоединять провода от всех клемм генератора и аккумуляторной батареи.

Контрольные проверки генератора
Проверка генератора на стенде

Проверка обмотки возбуждения ротора

Проверка статора

Проверка диодов выпрямительного блока

Проверка дополнительных диодов

Проверка регулятора напряжения

Проверка на автомобиле

Проверка снятого регулятора

Проверка конденсатора

Ремонт генератора
Разборка и сборка генератора

Замена щеткодержателя

Замена подшипников ротора

Замена дополнительных диодов

Вывод диода с цветной меткой припаивают к выводам диодных сборок. После припайки приклейте корпус диода к держателю эпоксидной смолой.

СТАРТЕР

Проверка стартера на стенде

Проверка работоспособности

Испытание в режиме полного торможения

Испытание на режиме холостого хода

Проверка тягового реле

Ремонт стартера
Разборка и сборка

Открутите винты крепления тягового реле и снимите его. Отсоедините якорь реле от рычага привода. Выньте резиновую заглушку с шайбой из передней крышки.

Проверка технического состояния деталей стартера
Якорь

Привод

Статор

Крышки

Тяговое реле

СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ

Общие сведения

К сожалению, на обозначение свеч нет общепринятых стандартов, что усложняет их выбор на основе взаимозаменяемости.

Основным эксплуатационным параметром свечи зажигания является калильное число, информация о величине которого дается всеми фирмами-изготовителями в обозначении.

Маркировка

Расшифровку обозначений свеч Bosh рассмотрим на примере:

обозначение W R 7 D С R

позиция 123456

Позиция 1: Обозначение резьбы.

W — резьба Ml4x1,25 с плоским уплотнительным седлом и размером под ключ 21 мм (обозначение SW21);

F — резьба Ml4x1,5 с плоским уплотнительным седлом и SW16;

М — резьба Ml 8 с плоским седлом уплотнения и SW25;

Н — резьба M14x1,25 с конусным седлом уплотнения и SW16;

D — резьба Ml8x1,5 с конусным седлом уплотнения и SW21.

Позиция 2: R обозначает, что свеча имеет сопротивление для подавления радиопомех.

Позиция 3: 7 — калильное число (у «холодных» свечей оно меньше, у «горячих» — больше).

Позиция 4: Обозначение длины резьбы.

А — длина резьбовой части 12,7 мм, нормальное положение искры;

В — длина резьбы 12,7 мм, выдвинутое положение искры;

С — длина резьбы 19 мм, нормальное положение искры,

D — длина резьбы 19 мм, выдвинутое положение искры;

DT — длина резьбы 19 мм, выдвинутое положение искры и три электрода массы; L — длина резьбы 19 мм, далеко выдвинутое положение искры.

Позиция 5: Материал среднего электрода. С — сплав никеля и меди; S — серебряный средний электрод; Р — платиновый средний электрод; О — стандартная свеча с усиленным средним электродом.

Позиция 6: Сопротивление обгорания. R = 1 кОм.

Маркировка российских свечей

Свечи А17ДВ и А17ДВ10 соответствуют свечам Bosch WR7DC—WR8DC.

Выбор

1. По калильному числу.

2. По конструкции и размерам резьбовой части.

3. По конструкции уплотняющей части.

4. По размеру под ключ.

Обслуживание после покупки

1. Снимите все свечи с двигателя.

2. Установите их соответствие инструкции по эксплуатации.

3. Проверьте электроды и корпус изолятрра, сделайте соответствующие выводы о соответствии свечей двигателю.

4. Если свечи не соответствуют инструкции или имеют дефекты, замените их.

5. Анализируя вид свечей, сделайте заключение о состоянии двигателя.

6. Если электроды свечи «изношены» или затруднительно отрегулировать зазор, замените свечи.

7. Ресурс современных свечей составляет 20000— 30000 км.

8. Проведите техобслуживание свечей зажигания: вычистите мягкой металлической щеткой или лучше отпескоструйте мелким песком электроды и юбочку;

отрегулируйте зазор;

промойте свечи (бензин, ацетон) и продуйте воздухом. 9. При установке свечей:

очистите резьбу на свечах;

ввинтите свечи от руки до упора;

аккуратно, без перекосов затяните свечи ключом моментом 2,5-3,0 кгс • м.

Информация о свечах зажигания

• Калильное число — условная величина, пропорциональная среднему давлению газов на поршень в течение полного цикла, при котором во время испытаний свечи на специальной моторной установке появляется калильное зажигание, т.е. зажигание не от искры, а от раскаленных элементов свечи, находящихся в камере сгорания.

• У нормально работающей свечи юбочка изолятора нагревается до 600—800°С, и масло, попадающее на детали свечи, сгорает полностью, почти не оставляя нагара, она, как говорят, самоочищается. Тепловой конус изолятора сухой, цвет от светло-серого до коричневого. Указанная температура свечи устанавливается в результате теплообмена между свечой, головкой цилиндра, камерой сгорания и внешней средой.

• Чем более форсирован двигатель по степени сжатия, литровой мощности, числу оборотов, тем больше теплоты воспринимают детали свечи, находящиеся в камере сгорания. Значит, тем лучше должна быть теплопередача от свечи к менее нагретым деталям и тем больше окажется ее калильное число, то есть необходимо большее давление в цилиндрах для появления калильного зажигания: такую свечу называют «холодной».

Полезные советы

Осталось определить, какая свеча отказала (именно поэтому вместо ритмичного звука работы всех цилиндров вы слышите только три из них).

Но лучше отсоединять провод не от распределителя зажигания, а от свечи. Дело в том, что, приблизив провод к блоку цилиндров, вы увидите, какая получается искра (ее величину, цвет). Это позволит вам судить об исправности системы зажигания.

Подходящий инструмент для очистки свечей — щетка из тонкой стальной проволоки. Для этой цели можно самостоятельно изготовить удобную кисточку: отрезок стального троса диаметром 3—4 мм и длиной около 100 мм расплетают с одного конца на расстоянии 15— 20 мм, а остальную часть обрабатывают паяльником, чтобы придать ей жесткость.

Проверка свечей зажигания в мастерских ВАЗ на стенде
Очистка и регулировка зазора

Испытание на герметичность

Электрическое испытание

СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Проверка элементов системы зажигания на автомобиле

Бесконтактный датчик

Коммутатор

Катушка зажигания и провода высокого напряжения

Проверка элементов системы зажигания на стендах
Проверка работы датчика — распределителя зажигания

Снятие характеристик автоматического опережения зажигания

Проверка бесконтактного датчика

Катушка зажигания и коммутатор

Замок и выключатель зажигания

Снятие и установка, разборка и сборка элементов системы зажигания
Датчик-распределитель зажигания

Выключатель зажигания

В результате зачистки поверхности обоих контактов должны стать плоскими и плотно прилегать друг к другу. После зачистки контакты следует протереть тряпочкой, смоченной чистым бензином или ацетоном, чтобы удалить мельчайшие опилки, абразивные зерна и следы жировых загрязнений.

ОСВЕЩЕНИЕ B СИГНАЛИЗАЦИЯ
Регулировка и ремонт приборов освещения и световой сигнализации
Регулировка света фар

Гидрокорректор фар

Подрулевой переключатель

Реле включения фар

Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации

ОЧИСТИТЕЛИ И СМЫВАТЕЛИ
Очиститель ветрового стекла
Снятие и установка очистителя ветрового стекла

Ремонт моторедуктора очистителя

Проверка реле очистителя ветрового стекла

Очистители фар и заднего стекла

Очиститель фар

Очиститель заднего стекла

Омыватель стекол

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ ВЕНТИЛЯТОРОВ 
Отопитель

Система охлаждения двигателя

<< ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД